Понятия со словосочетанием «черный поп»
Связанные понятия
Молча́льник (др.-греч. ἡσυχαστής; лат. silentiarius) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывное молчание, принявший обет молчания.
Ревни́тели благоче́стия, или боголю́бцы — небольшой круг духовных и светских лиц, объединившийся в конце 1640-х — начале 1650-х годов в Москве вокруг Стефана Вонифатьева, духовника́ царя Алексея Михайловича. «Ревнители» стремились к исправлению церковной и гражданской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 года. В него входили «люди начитанные и искусные в деле проповеди»: настоятель Казанского собора Иван...
Келе́йник, келе́йница — в православии название слуги, как при должностных и сановных лицах монашеского звания (архиереях, игуменах и т. п.), так и при уважаемых монахах (старцах). В особых случаях келейник ещё не является монахом и носит одежду монастырского послушника.
Протасий (? — после 1332 года) — боярин, московский тысяцкий, один из ближайших сподвижников Ивана I Калиты.
По традиции, начавшейся с периода правления великого князя Василия III, духовником главы российского государства являлся настоятель (протопоп) Благовещенского собора Московского Кремля.
Подробнее: Список духовников российских монархов
Ке́ларь (греч. κελλάριος — «амбарный») — заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами и их отпуском на монастырскую кухню. В его обязанности входило ведение строгой отчётности поступающих и отпускаемых им предметов. В больших монастырях келарям давалось два помощника. Иерусалимский устав вменял в числе прочих обязанностей келаря: положение хлебов на аналой для благословения на литии, их преломление и раздачу монастырской братии по чаше вина. В русских монастырях должность келаря...
Мних (устар.) — монах. Женский род — мнишка, монашенка, монахиня. Мнишество — монашество.Персоналии с прозвищем Мних (в хронологическом порядке)...
Ге́рман Валаа́мский — православный монах, «начальник», то есть основатель (вместе с преподобным Сергием), Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам в Ладожском озере.
Иоанн Богоугодный (XII век, Киев) — православный святой, младший брат Феофила. Монах Печерского монастыря. Преподобный.
Монасты́рский уста́в — свод правил проживания монахов в общежительных монастырях, который может содержать также порядок совершения богослужений. Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов, определяющих порядок совершения церковных служб. Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.
Ста́вленые по́шлины — денежные сборы, взимаемые правящими архиереями при хиротонии в клирики (в епископы, в иереи, в диаконы, в чтецы) с поставляемых. Получили своё начало в древности. Одно время возникали и существовали в различных поместных церквах, но они противоречат целому ряду церковных правил (29 правилом святых апостол, 2 правилом 4 Вселенского собора, 4 правилом 7 Вселенского собора) — рассматриваются как симония и были запрещаемы, но затем вновь вводились.
Иеромона́х (греч. Ἱερομόναχος) — в православии монах, имеющий сан священника. Сан иеромонаха соответствует сану иерея в белом духовенстве.
Дани́ловцы (Даниловская оппозиция, Даниловская группа непоминающих) — распространенное в церковно-научной литературе обозначение архиереев Русской православной церкви, близких к настоятелю московского Данилова монастыря Волоколамскому архиепископу Феодору (Поздеевскому), которые не приняли «Декларацию» 1927 года Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и прекратили его поминовение за богослужением.
Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники, и создавали собственные общины. Основными идеологами стригольников считались Карп и Никита.
Арсений Каппадокийский (греч. Αρσένιος ο Καππαδόκης, иногда именуется на турецкий лад Хаджи-Эфенди или Хаджыэфендыс, греч. Χατζηεφεντής, в миру Феодор Анницалихос; около 1840, Фарасы, Турецкая империя — 10 ноября 1924 года, Корфу, Греция), почитается в лике преподобных, память совершается 10 ноября. Учитель и наставник Паисия Святогорца.
Архимандри́т (греч. αρχιμανδρίτης от αρχι «главный, старший» + μάνδρα «в значении монастырь; также загон, овчарня, ограда» ) — монашеский чин, один из высших в Русской Православной церкви, обычно он настоятель крупного монастыря.
Иеродиа́кон, иеродья́кон; от греч. ἱερο- — священный и διάκονος — служитель; древнерусское «чёрный диакон» — православный монах в сане диакона. Старший в монастыре иеродиакон называется архидиаконом.
Синайские и раифские преподобные пострадали от кочевых арабских племён. Первое избиение произошло около 312 года (пострадали 40 синайских подвижников и 39 раифских). Второе избиение произошло через сто лет и описано преподобным Нилом Постником...
Ксенофо́нт Робе́йский (XIV—XV века) — православный монах. Канонизирован в лике преподобного. Память его в день кончины: 28 июня (11 июля) и в день его именин: 26 января (8 февраля).
До́лгие бра́тья или Дли́нные бра́тья (др.-греч. Μακροἱ οἱ ἀδελφοί; IV век — начало V века) — четыре родных брата: Диоско́р, Евсе́вий, Евфи́мий и Аммо́ний (др.-греч. Διόσκορος, Ευσέβιος, Εὐθύμιος καί Ἀμμώνιος), родиной которых был Египет. Прозвище «Долгие (Длинные) братья» получили благодаря тому, что были очень высокого роста. Все четверо стали вначале монахами в Нитрийской пустыни, а затем стали настоятелями здешних скитов. Пользовались необыкновенным уважением как среди монахов, так и среди епископов...
Заволжские старцы — иноки белозерских и вологодских монастырей, не соединённые никакой внешней связью.
Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.
По́стник Яковлев (XVI век, также просто Постник, Посник, Иван Постник) — русский зодчий из Пскова, создавший в 1555—1560 годы совместно с зодчим Бармой храм Василия Блаженного, или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве, а также Благовещенский собор Казанского кремля. Некоторые исследователи считают, что Постник, работавший в Москве, и Постник Яковле, «церковный и городовой мастер», работавший в Казани и упомянутый в «Грамоте новгородским дьякам… по случаю строения в Казани новой...
Монастырская колонизация — всплеск миссионерской деятельности на территории России, связанный со строительством новых монастырей.
Автокефалия Русской церкви — обретение Русской Церковью с центром в Москве самостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов. Фактическим началом автокефалии Русской Церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на поместном соборе 1448 года. Причиной, которая привела к самостоятельному избранию митрополита в Москве, стала уния, подписанная в 1439 году...
Студи́йский уста́в — набор правил и указаний, определявший порядок служб и регламентировавший использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции IX—XIV веков. Своим происхождением устав обязан преподобному Феодору Студиту (ум. 826), настоятелю Студийского монастыря.
Попо́вский ста́роста — в православной церкви административная должность священника до начала XVIII века, при назначении на которую он становился одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом старо́ство.
Ла́вра (греч. Λαύρα — городская улица, многолюдный монастырь) — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей, имеющих особенное историческое и духовное значение.
Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы — икона, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Происходит из Далматовского Успенского монастыря. Празднование иконе совершается 15 февраля (по юлианскому календарю).
Студийский монастырь (греч. Μονή Στουδίου) — самый значительный монастырь средневекового Константинополя.
Скудельница (скудельня) — старинное название погоста или кладбища, происходящее от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным» (Мф. 27:6-7).
Ста́рчество (от старец, старик) в православии — вид иноческой активности, связанный с духовным руководительством.
Настоя́тель (др.-рус. настотєль ← греч. ἐφεστώς от греч. ἐπί (ἐφ) — «на» + греч. στάσις — «расстановка, устанавливание») в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря.
Головщи́к — чин церковнослужителя в Древней Руси, возглавлявшего певчих каждого из двух клиросов (ликов) монастырского или приходского хора. В больших монастырях, где богослужение совершалось сразу в нескольких храмах, количество головщиков увеличивалось до четырёх и более. В древнерусских женских монастырях монахиня, возглавлявшая хор, носила название — головщи́ца.
Савватиа́не (др.-греч. σαββατιανοὶ; лат. sabbatiani) — община, отделившееся от новатиан, образовавшаяся при императоре Валенте и получившая имя от Савватия, Пасху праздновали в одно время с иудеями.
Набе́дренник — принадлежность богослужебного облачения православного священника русской традиции.
Га́нгрский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν Γάγγρᾳ τῶν Παφλαγόνων) — поместный собор христианской церкви, состоявшийся в середине IV века в городе Гангры (Пафлагония). В отношении даты проведения собора высказываются различные мнения: около 340 года — епископ Никодим (Милаш), 343 год — архиепископ Петр (Л’Юилье) или между 362—370 годами — профессор А. С. Павлов. Участие в работе собора приняло 13 епископов, председательствовал Евсевий Никомидийский. В соборе приняли участие следующие епископы: Евсевий, Элиан...
Григориа́нский раско́л (Григориа́нство, Григо́рьевщина, Бори́совщина) — раскольническое движение в Русской православной церкви, существовавшее с декабря 1925 до начала 1940 годов, спланированное ОГПУ в целях ослабления Церкви и пользовавшееся на начальном этапе своей деятельности его поддержкой. Получило название по имени своего первого главы, архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского).
Хироте́сия (др.-греч. χειρο-θεσία — «руковозложение», от др.-греч. χείρ — «рука» + др.-греч. τίθημι — «ставить, класть; возлагать») в христианстве — возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира — в церковнослужители (в современной практике Православия - в чтецы или иподиаконы). Право хиротесии принадлежит епископам, но в монастырях, согласно 14-му правилу Седьмого Вселенского собора, это также позволяется совершать их настоятелям (архимандритам и игуменам).
Апокрисиа́рий или поклиса́рь (греч. ἀποκρισιάριος — приносящий ответ; лат. responsalis) — посол, посланник, адвокат по делам церковным, дипломатическая должность в Ромейской империи. В церковно-административном значении апокрисиарий — это полномочный представитель архиерея или настоятеля монастыря при дворе императора и высших гражданских или церковных учреждениях. Апокрисиарий являлся посредником между высшим духовенством и императором. Апокрисиарии сопровождали своих архиереев при посещении их...
Схи́ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.
Отцы-пустынники — название христианских монахов, отшельников и аскетов периода возникновения монашества в IV—V веках. Используется преимущественно в отношении египетских подвижников, проживавших в Скитской пустыне (Вади-эль-Натрун). Изречения отцов-пустынников вошли в многочисленные сборники («Патерик Скитский», «Изречения отцов», «Книга святых мужей»), известные с VI века.
Послуша́ние — обязательное исполнение каждым, кто проживает в монастыре, какой-либо работы. Конкретное послушание зависит от уклада жизни монастыря; «постоянное» послушание похоже на мирскую должность (эконом, благочинный, келарь, регент, уставщик, просфорник, повар, трапезник, церковник, иконописец, швеи, золотошвеи, огородник, снабженец, гостиничный).
Моки́й Амфипо́льский (греч. Μώκιος ὁ Ἀμφίπολις; лат. Mocio Amphipolitanae; ум. 288 или 295) — христианский священномученик. Почитаемый в Православной церкви, его память 11 (24) мая; и Католической церкви, его память 11 мая и 24 мая.
Пересла́вская епа́рхия — епархия Русской православной церкви с центром в Переславле-Залесском. Существовала с 1744 по 1788 годы. Возрождена в 2015 году и объединяет приходы на территории города Переславль-Залесский, Большесельского, Борисоглебского, Мышкинского, Переславского и Угличского районов Ярославской области. Входит в состав Ярославской митрополии.
Патери́к (греч. πατερικόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертоград (греч. λειμωνάριον) — жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов, подвижников или рассказов о них.